В конце каждого акта
В конце каждого акта режиссер возвращается на сцену, чтобы объяснить или самому показать кое-что из того, что он отметит в блокноте. Указывать ошибки и поправлять их можно только после того, как режиссер убедится, что актер и актриса повторяют их постоянно и, значит, сами избавиться от них в процессе изучения пьесы не могут.Когда актеры поймут все досконально, заучивание пойдет так автоматически, что если один из них, оговорившись, повторит уже произнесенную им реплику, то другие подхватят ее и снова повторят все, что уже было сказано. Это говорит о том, что стадия запоминания закончена. Теперь режиссер может возвращаться на сцену и прерывать репетицию всякий раз, как найдет нужным.
Но вот новая опасность, пишет njkenpo.com. Так как актеры теперь произносят свой текст механически, то они могут подхватывать друг у друга темп и иптонации, выдавая этим публике, что только проговаривают заранее придуманные слова, наперед зная, какой на них последует ответ, и обмениваются своими репликами, как игроки в крикет мячами. Тут уж режиссеру придется принимать меры, чтобы каждая реплика по темпу, топу, манере и тембру голоса по возможности сильнее контрастировала с той,
которая вызвала ее, все реплики должны вырываться естественно, выражая разные чувства — потрясение, обиду, удивление, порыв, радость, — всего не перечесть. Сделать все это возможным — задача автора, ибо здесь-то и сказывается различие между драматическим диалогом и эпическим повествованием. Пьеса, написанная великим поэтом, в которой каждая реплика — литературный шедевр, может безнадежно провалиться в театре потому, что великолепные реплики в ней просто следуют друг за другом и ни одна не влечет за собой следующую. А какой-нибудь дрянной фарс может идти с громким успехом благодаря своим остроумным и находчивым репликам.
Последняя стадия постановки — это генеральная репетиция, то есть репетиция не в каждодневной одежде, не на пустой сцене, где двери обозначены парой стульев, а в декорациях, в костюмах и гриме. Словом, теперь все уже завершено и готово для публичного представления. И теперь очередь режиссера расстраиваться переменой больше, чем актеры. Все кажется ему неверным и неправдоподобным. Однако, даже если он никогдЯю оправится от этого первого разочарования, он скоро поймет, что нужно быть и в дальнейшем готовым к нему. И вот он снова на сцене, снова проходит те куски, которые нуждаются в отделке, и в общем добивается того, чего хочет. Если последняя репетиция прошла плохо, это не должно тревожить его, сейчас на неудачу он может смотреть сквозь пальцы: ведь если бы все прошло хорошо, актеры так уверовали бы в свой успех на премьере, что на спектакле не старались бы совсем.
Время, которое требуется для постановки всей пьесы по этому методу, распределяется примерно так: неделя — на определение мизансцен, когда актеры еще с книгами в руках, а режиссер на сцене, две редели — на запоминание, когда режиссер, покинув сцену, молча наблюдает за репетицией и делает заметки, и, наконец, неделя на шлифовку, когда режиссер снова на сцене, давая все указания и прерывая репетицию ad lib1.
Репетиции обязательно должны быть закрытыми. Ни журналисты, ни кто другой из посторонних не должны на них допускаться. Если же по каким-нибудь соображениям все-таки приходится позволить прийти какому-нибудь посетителю, то при нем нельзя делать актеру никаких замечаний или указаний, и прежде, чем пустить постороннего, необходимо заручиться согласием каждого из актеров. Чтобы подчеркнуть, что посетитель присутствует именно на репетиции, нужно обратиться с каким-либо заранее придуманным замечанием к плотнику, например, но пи в коем случае не к актеру.
Иа стадии запоминания пе заставляйте сразу повторять то, что произнесено неслышно, даже если сами актеры этого хотят. Режиссер должен твердо сказать: «Нет! Ведь вы же ие сможете повторять это на спектакле. Так приучайтесь сразу все делать хорошо. А сейчас продолжайте». И тот не режиссер, кто заявляет: «Мы будем повторять все снова и снова, пока не получится как надо», он — учитель, наставляющий учеников, а хуже этого ничего нет. Если повторять сейчас же на месте, то это ничего не улучшит, а, наоборот, ухудшит.
Никогда не указывайте на ошибки, пока не поймете, как их исправить. Никогда не обсуждайте с актером то или иное место пьесы. Покажите, как с вашей точки зрения нужно его сыграть. Но не приказывайте, а просто предложите. Утрируйте то, что показываете, с тем чтобы предостеречь актера от подражания вам. Спектакль получается очень плохим, если все актеры научились только подражать режиссеру, вместо того чтобы по-своему выполнять его предложения. И, кроме того, не заменяйте показа объяснениями такого рода: «Вот эта сцена в основном трогательна» (или комична),— не то актер иа следующей же репетиции с первого и до последнего слова будет обливаться слезами или же все время изо всех сил разыгрывать из себя шута.
Заметки, которые режиссер сделал у себя в блокноте, когда молча наблюдал за актерами, служат проверкой его квалификации. Если, например, он запишет: «В этой сцене показать влияние Кирксгаарда па Ибсена» или «В этом месте должен ясно чувствоваться эдипов комплекс. Обсудить с королевой», — то чем скорее выпроводить его из театра и заменить другим, тем лучше А если он запишет: «Слишком красные уши», «Отступить дальше, чтобы был виден X.», «Рэальный и идэаль- ный», «Ево, а не его», «Контраст!», «Изменить темп: андан-
те», «Подошвы туфель грязные», «Для леди не годится: сдвинуть колени», «Этот диалог должен быть длиннее, чтобы дать N. время уйти», «Это происходит слишком внезапно??», «Вырезать?» и тому подобное,— значит, режиссер знает свое дело и место.,
А когда репетируется шекспировская пьеса, полезными будут такие замечания: «Быть или не быть вот», «К Дунсинану Бирнам точка», «Скорей! Моя рука коснулась зеленой бездны. Море в красный цвет ее окрасит». Сказать, что актерам следует произносить так: «БЫТЬ? или НЕ БЫТЬ? ВОТ в чем вопрос!», «.Покуда к Дунсинану Бирнам не подошел», «Скорей моя рука, коснувшись зеленой бездны моря, в КРАСНЫЙ цвет ее ОКРАСИТ», и что все смежные согласные (такиМ Мыслям, каК Камень) должны артикулироваться. Глупую мелоу- новскую поправку «Болтал все про какие-то зеленые луга» заменить подлинным: «Нос у него был острый, как перо на столе, покрытом зеленой тканью».
При составлении расписания надо позаботиться, чтобы актеры, у которых всего несколько реплик, не болтались в театре в то время, когда репетируют актеры, играющие главные роли. Категорически недопустимо устраивать ночные репетиции: ни актеры, ни режиссеры не должны работать тогда, когда, надо спать. Если же такие репетиции неизбежны, то надо оплатить проезд до дома на такси актерам, которых держали в театре так долго, что они опоздали на последний поезд или последний автобус.
Иногда пьеса требует сокращений, или, наоборот, добавлений, или каких-нибудь других изменений. Иногда следует усилить ее сценичность или исключить то, что технически трудно выполнить на сцене, например какое- то место, которое слишком сложно для актера, в общем для театра очень полезного. Это очень ответственная работа, и ее должен выполнить автор, если он досягаем, а если нет, то какой-нибудь опытный драматург, но ни в коем случае не актер и не рабочий сцены. Авторское право в отношении всех изменений должно принадлежать автору пьесы.
Актер, сообщивший представителям прессы содержание или текст еще не поставленной пьесы, может быть привлечен гражданским судом к ответственности за нарушение доверия или авторского права.
Все эти правила основаны на опытеб пишет 1lady.net. Они не принесут никакой пользы режиссеру, если он видит в актерах не товарищей по общей творческой работе, а наемных служащих, которым он вправе навязывать собственное понимание актерской игры и собственную интерпретацию авторских замыслов. Пусть режиссер даст актерам время понять пьесу и пусть не ждет, что на первой же репетиций они будут знать ее так же, как он. Он должен по- одному работать с прирожденными актерами, которым надо предоставить возможность идти своим собственным путем, и совсем по-другому с актерами-пешками, которых надо натаскивать фраза за фразой, иначе они ничего не сумеют сделать. Между этими двумя крайними типами есть столько градаций, что режиссерам в их весьма сложных отношениях с актерами приходится до последних пределов напрягать свое умение быть тактичным и хладнокровным. Ничто, кроме собственной совести, не в силах умерить деспотизм режиссера, ибо только самые непокорные актеры осмеливаются пойти на риск и оказаться в «черных списках» из-за немилости такого авторитетного лица, как режиссер, выбирающий для пьесы актеров. Вот почему смирные актеры гораздо реже сидят без работы (что означает завязнуть в долгах), чем более талантливые «бунтовщики».
В постоянных труппах, где программа меняется каждую неделю, а то и каждый вечер, выбор актеров на роли ограничен и времени на изучение пьесы нет. Актеры должны «выдолбить» свой текст как только можно и произносить его не в соответствии с авторской характеристикой, а в соответствии со своим амплуа — амплуа первого любовника, инженю, резонера, первого комика, коми- ка-буффона, поющей горничной (субретки), благородного отца (рёге noble), комической старухи, актеров на выходные роли и т. д. Все роли исполняются одинаково, нет и не может быть различия между Полонием и Лафе, Адамом и старым Гоббо, графиней Руссильонской и леди Макбет, Джульеттой и Офелией, Эйгчиком и Родриго. Каждый актер должен участвовать в одном ноединке (на рапирах), а вся труппа — в торжественном танце рождественской пантомимы. По-видимому, данный метод режиссерской работы здесь применить трудно, однако заранее сделанный режиссером (если только он есть) суфлерский экземпляр вдвойне необходим, чтобы сберечь время.
Репертуарные театры, которые надеются не на помощь со стороны гастролирующих «звезд», а на собственные постановки лучших из пьес, какие только могут найти, являются подлинными школами актерского мастерства. Их актеры не «театральные крысы» и работают в театре не потому, что унаследовали профессию родителей, а потому, что пришли в него из образованной среды и, следуя любимому призванию, пробились в него вопреки мудрым родительским советам. Актеры же постоянных театров — это наследственная каста. Хотя их способность «выдолбить» текст за несколько часов и импровизировать, сочиняя отсебятину, достойна удивления, в конце концов они утрачивают уменье перевоплощаться в образ и совсем не владеют мастерством выразительной речи. С возрастом память у них, естественно, притупляется, и тогда им приходится ловить каждое слово суфлера, как это обычно делают итальянские актеры. Они начинены театральными традициями и предрассудками, по их представлениям, все религиозно настроенные мудрецы — тартюфы или мальволио, все старые мужья — рогоносцы, все женщины — невесты или леди Уишфорт , а все пьесы — вымышленные полицейские протоколы злодейских убийств или арлекинада, а иногда и высокопарный, бессмысленный набор театральщины, называемой Шекспир.
Некоторые хорошие актеры великолепно изображают трезвенников, тогда как в жизни они непробудные пьяницы, то же самое относится и к изображению лихорадочного состояния, подагры, хромоты и даже паралича конечностей. Это любопытное явление, по-видимому, не изученное психологами, режиссерам надо учитывать, чтобы не уволить какого-нибудь Эдмунда Кина или Фредерика Робсона (оба они допились до вершин славы и до преждевременной смерти) и не удержать у себя какого- нибудь Густава Брука (великого актера в трезвом состоянии и совершенно невозможного в пьяном, в каком он бывал частенько). В книгах театра «Друри-Лейп», имевшего в восемнадцатом веке патент, есть такие записи: «Спектакль не состоялся: мистер Кембл был пьян».
Нужно лечить кариес? Apines Kl?nika все сделает качественно, оперативно, доступно!
Бронирование услуг онлайн
Мы создаем сайты, которые работают! Профессионально обслуживаем и продвигаем их , а также по всей России и ближнему зарубежью с 2006 года!
Как мы работаем
Заявка
Позвоните или оставьте заявку на сайте.
Консультация
Обсуждаем что именно Вам нужно и помогаем определить как это лучше сделать!
Договор
Заключаем договор на оказание услуг, в котором прописаны условия и обязанности обеих сторон.
Выполнение работ
Непосредственно оказание требующихся услуг и работ по вашему заданию.
Поддержка
Сдача выполненых работ, последующие корректировки и поддержка при необходимости.